Первое определение Йо-йо – игрушка из двух одинаковых по размеру и весу дисков, скрепленных осью
с привязанной к ней верёвкой. Это определение самого древнего варианта
игрушки, который можно встретить и по сей день. Йо-йо этого типа
работает по принципу маятника Максвелла, оно раскручивается по верёвке и возвращается обратно и так, пока не остановится.
Но примерно с 1920 года , йо-йо начинает своё развитие, как skilltoy.
В 1920г. филиппинец Педро Флорес немного модифицировал йо-йо. С тех пор
у йо-йо появляется новое определение: Йо-йо — игрушка, состоящая из
двух одинаковых по размеру и весу дисков, скрепленных между собой осью,
на которую верёвка надевается петелькой.
С этого момента к принципу маятника Максвелла в работе добавляется принцип работы гироскопа.
После того, как йо-йо бросают – оно не возвращается в руку, а «спит» на
конце верёвки, что позволяет делать с ним трюки, пока оно вращается, в
конце его можно поддернуть, и верёвка, ослабнув, наматывается на ось и
возвращает йо-йо в руку. С тех пор, как появились такие йо-йо,
появляется и новый термин, которой определяет игру с йо-йо – йо-йоинг (или йоинг).
Было придумано очень много трюков с такими йо-йо, у которых верёвка
надевалась петелькой, и в целом эпоха таких йо-йо продлилась вплоть до
1990-х годов, когда в производстве была совершена ещё одна революция.
Начиная с 1990 года в йо-йо начали ставить подшипник,
что позволило очень серьёзно увеличить время, в течение которого йо-йо
«спит» на конце верёвки, а это, в свою очередь, позволило увеличить
время игры с йо-йо.
Таким образом, стиль игры с йо-йо, который просуществовал с 1920-х до 1990-х, называется Old School, а начиная с 90-х набирает обороты New School.
Йо-йо, которые относятся к новому поколению, оснащены подшипником,
силиконовыми тормозами на внутренней стороне половинок йо-йо, а
расстояние между половинками, которое называется «гэп», достаточно
большое. Поэтому такое йо-йо уже не возвращается в руку простым
подергиванием, для того, чтобы йо-йо вернулось, необходимо выполнить
специальный трюк «bind».
Новое определение йо-йо может быть таким: Йо-йо- это игрушка,
состоящая из двух одинаковых по размеру и весу дисков из дерева,
пластика, металла или их сочетаний, скрепленных между собой осью с
подшипником, на который верёвка надевается петелькой Йо-йо основана на механической инерционности вращения катушек и их
взаимодействия с верёвкой и между собой. При броске йо-йо, размотав до
конца верёвку, начинает свой возврат по ней в руку играющего. Поскольку
йо-йо быстро вращается, возникает гироскопическая стабилизация её оси вращения, которая даёт возможность игроку выполнять ряд трюков. В начале XXI века
верёвку перестали привязывать к оси, а стали просто делать петлю,
благодаря чему стало возможно отправлять йо-йо в состояние «слипа» (англ. to sleep — спать), при котором игрушка некоторое время вращается на конце размотанной верёвки[1][2].
Благодаря этому стали возможны стили игры с активным взаимодействием
йо-йо с верёвкой, — иные, нежели в классическом «лупинге» (англ. looping — ведение циклов) — технике, основанной на множественных и частых выбросах йо-йо. В 1990-е годы были созданы первые йо-йо с подшипником на оси, резко увеличившие время «слипа» такого йо-йо[3].
Раньше йо-йо делались из цельного куска дерева ( сейчас их делают для истиных коллекционеров ) или из глины[3].
В настоящее время йо-йо изготавливают из пластика или различных
металлов: алюминиевых сплавов, стали или титана (йо-йо high-end класса).
Также существуют композитные йо-йо (пластиковые йо-йо с металлическими
ободами). Последние стоят между пластиковыми (для начинающих) и high-end
(для профессионалов). Современные йо-йо имеют подшипник для увеличения
времени «слипа», а также разнообразные формы половинок, системы тормозов
и способов производства самих верёвок. Стоит отметить, что не все
high-end йо-йо являются металлическими (как, например, high-end йо-йо
«Born Crucial Milk» и «Silk»[4][5]),
они делаются из особого пластика — дерлина. В таких йо-йо вес, как и в
металлических, распределён по ободам, что даёт больший «слип» и
стабильность при выполнении сложных игровых связок. Существует вариант
йо-йо со встроенными лампочками (светодиодами) и вставляющимися
батарейками. Боковые съёмные крышки сделаны из разноцветного прозрачного
пластика, основа также прозрачная. Когда такая игрушка разматывается,
под действием центростремительной силы замыкается пружинный контакт и
загораются две лампочки или светодиода. В конце цикла, когда игрушка
вернулась в руку и перестала вращаться, контакт размыкается. В темноте
это представляет собой очень красивое зрелище. Основные современные стили игры с йо-йо
Лупинг(0A, 2A) (англ. loop —
петля) — стиль игры, при котором игрок движениями руки направляет йо-йо
по эллиптической траектории вокруг руки; основной задачей выполнения
трюков «лупинга» является их продолжительное выполнение без возврата
йо-йо в руку. Йо-йо для выполнения трюков «лупинга» могут быть
стандартной или модифицированной формы (обода в виде плоских дисков). В
соревнованиях этот стиль кодируется как 0A или 2A, если используется
одна или две йо-йо соответственно.
Стринг(1A) (англ. string — верёвка, нить) — стиль игры, основанный на выполнении трюков во время «слипа».
Основные категории стринг-трюков: Многие движения, часто
повторяющиеся в различных стринг-трюках систематизированы. Далее описаны
самые распространённые категории стринг-трюков:
- Маунты (англ. mount —
опора, подставка) — верёвка обматывается вокруг пальцев, после чего на
один из полученных отрезков ловится йо-йо. Простейшим «маунтом» является
«трапеция» — после броска вбок йо-йо делает оборот вокруг пальца руки,
не делавшей бросок («свободной руки») и приземляется на верёвку.В
йойоинге маунтами называются позиции,из которых выполняются трюки.
- Ласерейшены (англ. laceration —
разрыв, рваная рана) — после броска в сторону йо-йо оставляют висеть
свободно, после чего йо-йо подкидывают, пропускают под ним верёвку и
ловят в «маунт». Категория названа «в честь» трюка «Laceration», где
именно таким образом йо-йо ловилось на «трапецию».
- Хопы (англ. hop —
прыжок) — после выполнения «маунта» игрок резко увеличивает натяжение
верёвки (в редких случаях — придавая импульс своим телом, однако такое
выполнение «хопа» считается неверным), заставляя йо-йо подлететь, после
чего его ловят либо на тот же, либо на другой отрезок верёвки,
задействованный в «маунте». Классический пример — «Eli Hops» — хопы с
«трапеции».
- Випы (англ. whip —
кнут, удар кнутом) — игрок захватывает в каком-либо месте верёвку,
после чего подкручивающим движением забрасывает получившуюся петлю на
йо-йо. Практически единственный тип трюков, представители которого
пригодны к исполнению одной рукой.
- Суисайды (англ. suicide —
самоубийство) — йо-йо ловится в «маунт», после чего йо-йо бросается
вокруг руки, сделавшей бросок с одновременным скидыванием петель с руки,
не делавшей бросок, а затем ловится в тот же либо изменённый «маунт».
Категория получила название от трюка «Suicide», где данное бросание
совершается с «трапеции».
- Слэки (англ. slack —
провисшая верёвка) — после «маунта» какая-либо часть верёвки
захватывается, после чего йо-йо и получившаяся петля бросаются вокруг
места захвата.
- Хуки (англ. hook —
крючок) — подвид «ласерейшенов», требующий также техники «слэк». Петля
оборачивается вокруг пальца, одновременно зацепляя йо-йо. Основной
трюк — «Hidemasa Hook».
- Гринды (грайнды) (англ. grind —
скрежет) — название этого вида трюков взято из современных
экстремальных видов спорта, когда спортсмен скользит на «скейте», bmx
и т. п. по грани препятствия, при этом издается характерный скрежет. В
йо-йо скрежетать так характерно, конечно, нечему, однако название
закрепилось за этим видом трюков. Во время выполнения трюков «гринд»
йо-йо «стоит» на руке, пальце, при этом оставаясь в вертикальном
положении и продолжая вращение. Разновидностью трюков «гринд» являются
так называемые «тамб-гринды» (англ. thumb —
большой палец), при которых йо-йо вращается на большом пальце руки,
вставленном в пространство под ободом йо-йо. Для успешного выполнения
трюков «гринд» требуется йо-йо с матовой («сатинированой») поверхностью
для уменьшения трения о поверхность руки/пальца. Для выполнения
«тамб-гриндов», в свою очередь, требуется небольшая канавка под ободом
йо-йо.
- Чопстики (англ. chopsticks —
палочки для еды) — выполнение этих трюков похоже на «маунты», но
заключается в бросании и ловле йо-йо на верёвки между пальцами одной
руки. Этот вид трюков достаточно сложен и, если вы не пианист, то
учиться технике «чопстик» проще на небольших йо-йо. Однако игроки,
хорошо владеющие техникой этих трюков, могут выполнять их на йо-йо
практически любого диаметра.
Стиль «стринг» так же делится на «фронт-стайл», когда трюки
выполняются после броска перед собой, и «сайд-стайл», когда йо-йо
бросается вбок, параллельно телу. Задачей игры в стиле «стринг» является
выполнение трюка или связки трюков с последующим возвращением йо-йо в
руку. Йо-йо для стринг трюков имеют широкую форму: бабочки, Н-формы,
формы «стелс».
Фрихэнд(5A) (англ. free hand —
свободная рука) — стиль игры, схожий со стилем «стринг», но имеющий
более широкие возможности исполнения трюков за счёт того, что верёвка не
крепится к руке. Вместо этого к верёвке привязан противовес в виде
небольшого шарика, кубика или фигурки, который держится в руке. Йо-йо
для стиля «фрихенд» не имеет специальной формы, используется йо-йо для
стиля «стринг». В трюках этого стиля много бросков как противовеса, так и
самого йо-йо вокруг какой-либо оси. Потеря контроля может привести к
выпадению йо-йо и противовеса из рук, поэтому обычно для этого стиля
используют пластиковые йо-йо, так как металлические более чувствительны к
падениям.
Оффстринг(4A) (англ. offstring —
вне верёвки) — стиль игры, в котором ось йо-йо не крепится к верёвке.
Для трюков этого стиля обычно используются большие йо-йо, облегчающие
ловлю на верёвку, однако достаточно тренированный игрок может играть в
этом стиле практически любым йо-йо.
Часть трюков с йо-йо перешла к игрушке Astrojax — трём шарикам на верёвочке, постепенно набирающей популярность во всех странах мира.
|